Приветствую Вас, Гость

Копысов В.М.  ДОРОГА УХОДИТ ИЗ ПОД НОГ

КОМАНДИРОВКА В ГОРЬКИЙ

Осенью 1978 года послали нас четверых в командировку в г. Горький: Веретенникова Вениамина Анатольевича, Кощеева Виктора Николаевича., Максимова Геннадия Егоровича и меня. Старшим назначили Вениамина Анатольевича. Нам поручили пригнать из г. Горького с завода вездеходы: две машины ГАЗ-52 и две машины ГАЗ-66. Дороги в то время с Трубашуром были только полевые, осенью и весной они не проезжие. Вот и решили купить вездеходы.

Максимов Г.Е  Кощеев В.Н            Веретенников В.А           Копысов В.М.

Добрались мы до Горьковского до автозавода. Рассчитывали на другой день получить машины и уехать домой. Да не тут-то было. Оказалось, чтобы получить машины, нужны доверенности с завода.  Машины выпускались для нужд Советской армии и военных заводов. Попытка дозвониться до завода не принесла успеха. Пришлось звонить директору совхоза. Он дал нам номер почтового ящика и код ОРСА. В то время всё было засекречено. Только так мы смогли связаться с заводом, с заказчиком, и он подтвердил заказ на машины. На всё это ушла целая неделя.

Жили мы на съёмной квартире у бабки. Спали в одной комнате на полу вповалку. За сутки брала она 5 рублей с человека. Белье, мыло, кипяток она нам давала. Питались мы в столовой, иногда покупали кусок колбасы, две булки хлеба, заваривали чай – вот и весь обед и ужин.

Один раз решили себе позволить покататься на такси по ночному городу. Для нас это было не предсказуемое удовольствие, впечатлений море. Таксист попался очень хороший. Он провез нас по всем площадям, свозил к Кремлю, рассказал, как называются стены и башни Кремля. Примечательна легенда, связанная с названием одной из стен, которую называют «Коромыслово». На строительстве стены работали беглые осужденные. При закладке фундамента для усиления строительства было принято у них заложить живое существо. Рано утром за водой пришла девушка, в руках у неё были ведра, а на плече коромысло. Они убили её и бросили в траншею будущего фундамента вместе с ведрами и коромыслом, потому и стена получила название «Коромыслово». Не знаю, насколько эта версия верна, но вот такую легенду о Горьковском Кремле рассказал нам ночной таксист.

 

Горьковский Кремль

Ещё одна истории, связанная с нашим ночным путешествием по Горькому. На одной из улиц навстречу выскочила к нам женщина в не застёгнутой шубе, шаль пуховая под мышкой. Кричит, машет руками, чтобы таксист остановился. Таксист остановился. Женщина рассказала, что за ней гонится мужик с топором. Мы вышли из такси и заняли оборону. Шофер такси схватил заводную рукоятку, сунул Кощееву Виктору гаечный ключ на 36 и стали ждать нападающего. В те времена не возили ещё с собой для обороны биты. Увидев из далека, что его жертва сидит у нас в машине, около которой стоят пять мужиков, одеты в шубы и с какими-то то предметами в руках, нападающий бросил топор и скрылся в темном переулке. Женщину мы довезли по названному ей адресу. Она нам предложила зайти и выпить водки «Мужик с топором». Водка в то время была с таким названием. Мы отказались, время было 4 часа утра.

Таксист с нас не взял даже денег за ночную экскурсию по городу. Мы были ему очень благодарны. Наши командировочные рубли были на исходе, а ещё предстояла долгая дорога домой.

И действительно, в этот день нам пришла доверенность. Нам выдали две машины, а две другие обещали на другой день. Пришлось ночевать прямо в кабинах, машины без присмотра не оставишь. Поставили машины напротив заводских ворот, где была ровная площадка. Там же стояли ещё машины, ждущие оформления документов.

Мы включили печки и нас быстро разморило. Мы трое уже спали, как вдруг – сильный стук в кабину. Едва открыв глаза, мы увидели Виктора, машущего руками. Он показывал знаками, чтобы мы заводили машину и выезжали на дорого, что мы и сделали немедленно. Когда мы вышли из машины, то увидели страшную картину. Рядом стоящие машины ушли под лед, торчали только кабины. Хорошо Виктор, вышел покурить и увидел, что машины, которые стояли позади нас, стали проваливаться под лед. Никто из водителей не пострадал, успели выскочить из кабин.  Мы невредимые отъехали в безопасное место. Оказывается, мы все стояли на льду замерзшего озера, которое было присыпано снегом и укатано транспортом. При скоплении двух десятков тяжелых машин лед не выдержал и стал ломаться.

Машина "ГАЗ-66"

На следующий день, машины, ушедшие под лед, доставали подъёмными кранами. Мы получили в этот день ещё две машины ГАЗ-66. Они блестели и переливались зелено-черными цветами, двигатель был из чистого серебра, пахло свежей краской. На лобовом стекле слева стоял   особый знак красная «звездочка», который придавал машине особый статус. Проверив всю комплектацию автомобилей, наличие заправочных емкостей, систему охлаждения и подтянув все рабочие узлы, поехали на ближайшую заправку. Залили полные баки под завязку, расплатились талонами, которые нам выдали в совхозе, в ближайшем магазине купили сухой паек на дорогу: две булки белого хлеба, четыре бутылки водки и килограмм соленой кильки, которая стоила тогда 70 коп. за килограмм, и вперёд, в свою Удмуртию, домой.

Назад  вперед