Удмуртия, Глазовский р-н, с. Октябрьский, ул.Наговицына
Весной 1942 года из Воронежской области в подсобное хозяйство завода было завезено 12 коров холмогорской породы.
В 1946 году зоотехник хозяйства Резун вместе с доярками ездили в Эстонию закупать скот. 2 месяца, пока оформлялись документы, они вынуждены были жить в Тарту. Тогда было завезено 50 голов коров красно-датской породы.
В 1950 году из Коми СССР г. Воркуты завезли 50 голов коров и 2 быка – производителя холмогорской породы. далее
Так начинался поселок История поселка Октябрьский начинается с юности молодых ребят и девчат, приехавших в годы войны строить новую жизнь. Бойцы трудового отряда, их и набирали-то как на войну - по повестке. Собрали всех вместе и привезли на голые земли.
|
Приехали, огляделись. Кругом леса, болота и глина, глина, глина. С чего начинается деревня? С хозяина, нашедшего и облюбовавшего место под дом и усадьбу, место, пригодное для жизни. Но поселок не мог так родиться. Не было заинтересованного взгляда добротного хозяина, была суровая необходимость в тяжелые военные годы хоть как-то улучшить питание рабочих и служащих завода. И не на цветущих плодоносных землях, а на малопродуктивной глиняной «Красной горке», месте, прозванном в народе «чертовом», организовалось наше хозяйство. Про этот глухой и темный участок Сибирского тракта молва разносила зловещие слухи об убийствах, грабежах и разбоях.
Но молодым сам черт не страшен. И началась работа, началась жизнь и история поселка Октябрьский.
Нет, не так она начиналась! Замешана она на слезах и искалеченных судьбах. Рядом с трудотрядом жил и работал другой отряд, прибывший сюда отнюдь не по доброй воле. Какими они были, откуда приехали, живы ли сегодня, где их могилы - может ли кто-нибудь поведать нам об этом? Возможно, где-то за семью печатями и хранятся свидетельства этой тяжелой тайны. В архивах завода нам не удалось найти ничего, проливающего свет на судьбы тех людей.
Остались лишь фотографии и воспоминания сторожил, заставших их на нашей земле. Судьбы советских немцев- переселенцев – одно из тех белых пятен истории нашей страны, которые пытаются осветить сегодня и журналисты, и историки. Но когда трагедия связывается с конкретными именами и лицами на фотографии, горечь и стыд тревожат душу от чувства невольной сопричастности с палачами этого народа.
Человеческая память недолговечна, и спустя полвека для нас сохранились только их имена: Карл, Ольга, Маруся, Эмма, Юста, Зузанна, Резун, муж и жена, Маруся Бузмакова… В одну из ночей 1949 года все они были тайком вывезены в неизвестном направлении.
Рассказывают, что в семидесятых годах в поселок приезжала женщина. Она долго бродила по окрестностям, и горькие слёзы красноречивее слов говорили о её боли и трагедии её друзей и знакомых. Она не рассказывала о своей жизни, сказала лишь то, что дальнейшая участь их была ужасна.
Так начиналась наша история.
Но вернемся к судьбам тех людей, которых мы знаем. Из всего первого трудотряда в поселке остались и живут по сей день лишь двое: Корепанова Дарья Кузьминична и Мышкин Елизар Семенович. Ей было в 1943 году чуть больше двадцати, ему не исполнилось и восемнадцати.
Разместили их на квартирах в д. Умске. И началось строительство барака для прибывающих вновь рабочих. Раскорчевывали земли, пахали, сеяли овес и ячмень, садили капусту, турнепс, помидоры, огурцы, картофель. Был даже лук-порей, перо которого сдавали. Ловили рыбу, собирали и сушили грибы, бруснику, клюкву. Почти без крова, полуголодные (не было печи для выпечки хлеба, готовили себе болтуньи из муки в мисочках), эти люди работали с 3-х утра до 9-ти вечера. И как работали!
Из воспоминаний Горевой Василисы Иосифовны, супругов Пленкиных, Владимира Васильевича и Веры Викторовны, Мышкиных, Елизара Семеновича и Лидии Егоровны, Корепановой Дарьи Кузьминичны, Шахториной Капиталины Степановны и др.:
- Навоз развозили на поля на лошадях, а женщины разносили его на носилках. Когда развозили на машине, то в день, бывало, вдвоем до 9-ти тонн разгружали.
- Торф выкапывали летом лопатами. А зимой долбили киркой и ломом. Затем грузили на телеги и увозили на поля.
-Первый парник под огуречную рассаду был выкопан на горе д. Умск. Копали мужчины и женщины вручную.
- В это время ниже дороги, бывшего Екатерининского тракта, были посажены помидоры. Коновощик возил из колодца воду на телеге, а женщина поливали. Начинали поливку в 4 утра, а заканчивали поздно вечером.
- Коровы ночевали в поле, там же их доили. Молоко возили на быках в погреб для охлаждения. Охлаждалось молоко проточной водой.
- Со временем не считались. Работали на совесть, не жалея себя. Однажды осенью пригнали через реку 50 телят. На следующий день выпал снег, начался падеж. Чтобы спасти телят, Евдокия Сергеевна Иванова одна за ночь зарезала 20 голов.
Трудно представить себе весь объем работ, произведенный в сороковых годах. Велись не только внутренние работы – раскорчевка леса, строительство бараков, дворов для скота. С первых годов подсобное хозяйство стало поставлять заводу овощи, мясо, молоко. В 1947 году силами 45-50 человек обрабатывались 509 га земли, 25 человек выращивало 75 голов КРС и 90 свиней. Из-за недостатка рабочей силы уборочные работы затягивались до ноября, а обмолот зерна производился в декабре. И всего-то в хозяйстве имелось 2 трактора, 9 лошадей и 3 вола.
Насколько непростой была работа в подсобном хозяйстве, свидетельствует тот факт, что за 15 лет существования хозяйства в нем сменилось 14 директоров. Из них только Самойлов В.А. проработал более 5 лет (1944-1949гг).
В 1957 году наше хозяйство возглавил пятнадцатый по счету директор. В то время Пленкину Владимиру Васильевичу исполнилось 28 лет. И тридцать один год , до самой пенсии он жил нуждами и заботами совхоза «Октябрьский».
В.В. Пленкин |
За эти годы посёлок вырос, изменился до неузнаваемости. Но и сегодня можно найти следы первых землянок. И представляя жизнь тех людей в тяжелейших условиях, поражаешься их оптимизму и чувству юмора, как ласково они называли свои убогие жилища: шалманка, чибирка.
Из воспоминаний Верхорубовой Серафимы Яковлевны, Костицыной Апполинарии Александровны, Королевой Капиталины Афанасьевны, Волковой Татьяны Михайловны, Мышкиной Лидии Егоровны и др.:
- Жили в общем бараке, спали вповалку. В одной комнате площадью около 16 кв.м. жили по 3 семьи. Отгораживались друг от друга ситцевыми занавесками.
- Лидия Чиркова жила с девочками в землянке без пола. Однажды утром проснулась, а вода аж до кровати…
- На сеновале жили до самых холодов. И в дровянике. За ночь волосы покрывались инеем.
- Построили телятник. А пока не завезли телят, жило там девять семей. У каждого была комната – стойло.
- Капиталина Афанасьевна Королёва приехала сюда с одной котомочкой. И полтора месяца ночевала на улице, положив под голову всё ту же котомочку.
- Первое время спала на чердаке. Тут же крысы бегали. Чувствую, царапает кто-то, проснулась_ всё лицо в крови,- вспоминает Верхорубова С.Я.
Люди радовались и тому, что было. Первая столовая была с земляным полом, крыта соломой. А баня была в землянке в логу. Топили её по очереди. Воду носили за километр на себе. «Мы,- вспоминают первые жители совхоза,- не плакались тогда, а старались жить, жить и жить. Мы работали, рожали детей, строили. И в этом было наше счастье, наша жизнь».
Их жизнь, тревожная и радостная, счастливая и трагичная, оставила свой след. Это поколение сделало своё дело. Молодые ребята и девчата, приехавшие когда-то на необжитые земли, постарели. Встречая их на улицах, мы видим в них лишь пожилых людей, давным-давно вышедших на пенсии. И с удивлением узнаем, какими голосистыми заводилами и песенницами слыли Серафима Яковлевна Верхорубова, Римма Егоровна Семенова, Мария Афанасьевна Трефилова, что первой плясуньей была Капиталина Афанасьевна Королева. Гармонисты братья Горбушины до сих пор не утратили своей славы. В редкие, к сожалению, встречи вспоминается свой драмкружок, вновь звучат и частушки, и песни их молодости:
Отворите окно, отворите,
Мне не долго осталося жить.
Еще раз на свободу пустите,
Не мешайте страдать и любить.
Нынче, говорят, звуки фанфар неуместны. Но, ругая и охаивая нашу жизнь, обвиняя прошлое во всех бедах и несчастьях сегодняшнего дня, имеем ли мы право забывать свою историю, людей, которым должны бы поклониться до земли. Всё, что было у них – силы, здоровье, жизнь,- всё они отдали нам, ничего не получив взамен. Имеем ли мы право забывать об этом?